Наталия Гладкая 0 1322

Ничего русского? Откуда на самом деле родом знаменитая матрёшка

Что общего у всем известной деревянной куклы с Японией, как выглядела первая русская матрешка и можно ли сегодня заработать на народных промыслах, выяснял корреспондент «АиФ-Волгоград».

Водка, шапка-ушанка, матрёшка - пожалуй, именно их туристы чаще всего называют главными символами России. Но оказывается, матрёшка -  кукла вовсе не русская народная, а более того -  «девушка» она с восточными корнями. Как появилась эта игрушка, почему получила такое название и какими бывают матрешки -  в материале «АиФ-Волгоград».

Точёная красотка 

Все о такой, казалось бы, русской матрешке, знает жительница города Камышина Волгоградской области Татьяна Сюсина. На днях она открыла выставку деревянных кукол, собирала которые не один год. Увлечение Татьяны началось много лет назад - заболел сын, врачи велели развивать мелкую моторику. Вместе с ребенком она мастерила поделки, освоила шитьё народной куклы. Сын с тех пор вырос, а она стала признанной мастерицей, членом регионального отделения творческого Союза художников России, открыла Дом живого ремесла, собрала коллекцию и делится знаниями о народных промыслах.

«Считается, что русская матрёшка родилась в конце XIX века в Москве в мастерской, принадлежащей Анатолию Мамонтову, -  рассказывает Татьна Сюсина. - Однажды ему привезли в подарок фигурку мудреца Фукурумы, внутри которого пряталось ещё несколько фигур. Мамонтов показал игрушку художнику Малютину. Он и сделал эскиз первой куклы - это была девочка, одетая в сарафан и держащая в руках чёрного петуха. Куклу окрестили именем Матрёна. Оттуда и пошло название «матрёшка». С 1909 года русская матрёшка стала постоянной участницей выставок в Берлине и Лондоне, начался её экспорт». 

Барышня-крестьянка 

Малютин и его последователи «одели» барышню-матрёшку в сарафаны и платки, так она стала символом крестьянства и пролетариата, что и уберегло её от забвения в Стране Советов. Впрочем, до 1927 года о ней и правда забыли - не до того было. Лишь в конце 20-х открываются первые художественные артели по производству матрёшек. 

Интересный факт
В 1970 году в Книгу рекордов Гиннесса была занесена 72-местная, самая большая матрёшка в мире в 1,5 м высотой и диаметром в 75 см, изготовленная на художественной фабрике «Семёновская роспись», переданная в дар правительству Японии. Сейчас она находится в Германии.

Стоили они тогда от копейки до рубля. На цену влияло сырьё, число мест в игрушке, мастерство токаря и роспись - чем сложнее, тем дороже.

«В годы советской власти матрёшками премировали отличившиеся детсады и школы, она красовалась на прилавках в городах и сельпо, а сейчас качественную фабричную матрёшку можно увидеть только в коллекциях да на специализированных фестивалях-выставках в центральной России. Дети из регионов о таком богатстве и не знают», - говорит Татьяна Сюсина. 

Рождение коллекции 

В Волгоградской области производства матрёшек нет, поясняет Татьяна Сюсина, потому что в местных степях нет лесов с подходящей древесиной. Зато в коллекции мастерицы собраны четыре основных вида матрёшки из исторически сложившихся центров этого промысла и два вида матрёшек, появившихся недавно.

Матрешки
Татьяна Сюсина не только мастерит кукол, но и знакомит детей с историей народного промысла. Фото: Из личного архива

Но кукольница вовсе не так богата, что может позволить себе купить этих матрёшек.

«Мы, мастерицы, часто меняемся друг с другом, - объясняет она. - Я стараюсь пополнить свой дом богатством народной культуры, в том числе игрушкой. Да, сейчас говорят, что на народных промыслах можно заработать, но это не так. Себестоимость ручного труда очень высока, а отсутствие постоянного спроса приводит к тому, что все труды сводятся к банкротству. Выживаю благодаря натуральному хозяйству. В Камышине моя текстильная кукла как товар оказалась невостребована. Зато кукла как образовательный проект набирает оборот. Всё что я могу сделать - это поднять уровень культуры в массах, показывая и пропагандируя игрушку как неотъемлемую часть великой культуры России».

Виды  матрёшек

Загорская 

Появилась в конце 20-х годов прошлого века. Форма её толстобокая и устойчивая. Роспись лаконична. Расписана чистыми и яркими цветами.  

Семёновская

Появилась в 1922 году. По форме похожа на загорскую, но несколько заужена книзу, у неё большая «грудь», на фартуке яркие букеты. Основной цвет - красный, чёрный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове платок, украшенный по кайме цветочными бутонами.

Полхов-майданская

Появилась в конце 20-х годов прошлого века. Форма более вытянутая, голова небольшая, уплощённая, характерны малиновый и фиолетовый  цвета. К розам здесь присоединяются цветки и бутоны шиповника. 

Вятская

Появилась в 30-х годах прошлого века, делают её на фабрике «Вятский сувенир» (г. Нолинск). Имеет грушевидную форму. Вторая отличительная черта - инкрустация соломкой. Третья - рыжие или жёлтые волосы матрёшки.

Воронежская 

Появилась в 1969 году. Создала её мастер Елена Матвеева. Отличается яйцеобразной формой с плоским донцем. В росписи используется многообразие народных костюмов края, их цвета и орнамент. Матрёшка является не только игрушкой и сувениром, но и иллюстрацией вышивки и ткачества в Воронежской губернии.  

Новокузнецкая

«Провинциалка». Создана Маргаритой Даутовой 24 года назад. Отличительные черты - использование оттенков цвета, теней, прорисовка ручек, всегда угадывается мимика. Наряды разнообразны - от платья до шубки. Иногда в композиции появляются архитектурные достопримечательности Новокузнецка. 


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Как изменится схема движения на Самарском разъезде 28 октября?
  2. Правда ли, что Родину-мать можно разглядеть из космоса?
  3. Кому положены бесплатные прививки от гриппа и где их сделать?