Наталия Гладкая 0 1275

Ничего русского? Откуда на самом деле родом знаменитая матрёшка

Что общего у всем известной деревянной куклы с Японией, как выглядела первая русская матрешка и можно ли сегодня заработать на народных промыслах, выяснял корреспондент «АиФ-Волгоград».

Водка, шапка-ушанка, матрёшка - пожалуй, именно их туристы чаще всего называют главными символами России. Но оказывается, матрёшка -  кукла вовсе не русская народная, а более того -  «девушка» она с восточными корнями. Как появилась эта игрушка, почему получила такое название и какими бывают матрешки -  в материале «АиФ-Волгоград».

Точёная красотка 

Все о такой, казалось бы, русской матрешке, знает жительница города Камышина Волгоградской области Татьяна Сюсина. На днях она открыла выставку деревянных кукол, собирала которые не один год. Увлечение Татьяны началось много лет назад - заболел сын, врачи велели развивать мелкую моторику. Вместе с ребенком она мастерила поделки, освоила шитьё народной куклы. Сын с тех пор вырос, а она стала признанной мастерицей, членом регионального отделения творческого Союза художников России, открыла Дом живого ремесла, собрала коллекцию и делится знаниями о народных промыслах.

«Считается, что русская матрёшка родилась в конце XIX века в Москве в мастерской, принадлежащей Анатолию Мамонтову, -  рассказывает Татьна Сюсина. - Однажды ему привезли в подарок фигурку мудреца Фукурумы, внутри которого пряталось ещё несколько фигур. Мамонтов показал игрушку художнику Малютину. Он и сделал эскиз первой куклы - это была девочка, одетая в сарафан и держащая в руках чёрного петуха. Куклу окрестили именем Матрёна. Оттуда и пошло название «матрёшка». С 1909 года русская матрёшка стала постоянной участницей выставок в Берлине и Лондоне, начался её экспорт». 

Барышня-крестьянка 

Малютин и его последователи «одели» барышню-матрёшку в сарафаны и платки, так она стала символом крестьянства и пролетариата, что и уберегло её от забвения в Стране Советов. Впрочем, до 1927 года о ней и правда забыли - не до того было. Лишь в конце 20-х открываются первые художественные артели по производству матрёшек. 

Интересный факт
В 1970 году в Книгу рекордов Гиннесса была занесена 72-местная, самая большая матрёшка в мире в 1,5 м высотой и диаметром в 75 см, изготовленная на художественной фабрике «Семёновская роспись», переданная в дар правительству Японии. Сейчас она находится в Германии.

Стоили они тогда от копейки до рубля. На цену влияло сырьё, число мест в игрушке, мастерство токаря и роспись - чем сложнее, тем дороже.

«В годы советской власти матрёшками премировали отличившиеся детсады и школы, она красовалась на прилавках в городах и сельпо, а сейчас качественную фабричную матрёшку можно увидеть только в коллекциях да на специализированных фестивалях-выставках в центральной России. Дети из регионов о таком богатстве и не знают», - говорит Татьяна Сюсина. 

Рождение коллекции 

В Волгоградской области производства матрёшек нет, поясняет Татьяна Сюсина, потому что в местных степях нет лесов с подходящей древесиной. Зато в коллекции мастерицы собраны четыре основных вида матрёшки из исторически сложившихся центров этого промысла и два вида матрёшек, появившихся недавно.

Матрешки
Татьяна Сюсина не только мастерит кукол, но и знакомит детей с историей народного промысла. Фото: Из личного архива

Но кукольница вовсе не так богата, что может позволить себе купить этих матрёшек.

«Мы, мастерицы, часто меняемся друг с другом, - объясняет она. - Я стараюсь пополнить свой дом богатством народной культуры, в том числе игрушкой. Да, сейчас говорят, что на народных промыслах можно заработать, но это не так. Себестоимость ручного труда очень высока, а отсутствие постоянного спроса приводит к тому, что все труды сводятся к банкротству. Выживаю благодаря натуральному хозяйству. В Камышине моя текстильная кукла как товар оказалась невостребована. Зато кукла как образовательный проект набирает оборот. Всё что я могу сделать - это поднять уровень культуры в массах, показывая и пропагандируя игрушку как неотъемлемую часть великой культуры России».

Виды  матрёшек

Загорская 

Появилась в конце 20-х годов прошлого века. Форма её толстобокая и устойчивая. Роспись лаконична. Расписана чистыми и яркими цветами.  

Семёновская

Появилась в 1922 году. По форме похожа на загорскую, но несколько заужена книзу, у неё большая «грудь», на фартуке яркие букеты. Основной цвет - красный, чёрный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове платок, украшенный по кайме цветочными бутонами.

Полхов-майданская

Появилась в конце 20-х годов прошлого века. Форма более вытянутая, голова небольшая, уплощённая, характерны малиновый и фиолетовый  цвета. К розам здесь присоединяются цветки и бутоны шиповника. 

Вятская

Появилась в 30-х годах прошлого века, делают её на фабрике «Вятский сувенир» (г. Нолинск). Имеет грушевидную форму. Вторая отличительная черта - инкрустация соломкой. Третья - рыжие или жёлтые волосы матрёшки.

Воронежская 

Появилась в 1969 году. Создала её мастер Елена Матвеева. Отличается яйцеобразной формой с плоским донцем. В росписи используется многообразие народных костюмов края, их цвета и орнамент. Матрёшка является не только игрушкой и сувениром, но и иллюстрацией вышивки и ткачества в Воронежской губернии.  

Новокузнецкая

«Провинциалка». Создана Маргаритой Даутовой 24 года назад. Отличительные черты - использование оттенков цвета, теней, прорисовка ручек, всегда угадывается мимика. Наряды разнообразны - от платья до шубки. Иногда в композиции появляются архитектурные достопримечательности Новокузнецка. 


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. До какого срока можно подать документы в вузы Волгограда?
  2. Какая температура воды сейчас в Волге и когда можно начинать купаться?
  3. Когда будут известны результаты ЕГЭ-2017?