aif.ru counter

«Дети - отражение общества». Народный учитель - о ЕГЭ и бесправии педагогов

«АиФ»-НП» узнал у преподавателя математики и информатики МОУ СШ№78, героя труда Юрия Лепёхина, с чем приходится сталкиваться педагогам и как привлечь внимание учеников к предмету.

Ученики Юрия Васильевича всегда получают высокие баллы по ЕГЭ и часто поступают в столичные вузы.
Ученики Юрия Васильевича всегда получают высокие баллы по ЕГЭ и часто поступают в столичные вузы. © / Надежда Кузьмина / АиФ

Очень многое в учебе и жизни ребенка зависит от учителя - педагог может стать примером для подражания или привить любовь к предмету, который впоследствии определит будущую специализацию человека. На педагоге всегда была огромная ответственность. Сегодня отношение к преподавателям в обществе отличается от того, что было еще несколько десятилетий назад. О том, с чем приходится сталкиваться педагогам сегодня, какие предметы ценятся в век цифровых технологий, нужно ли вернуть оценки за поведение, рассказал «АиФ»-НП» учитель математики и информатики школы № 78, народный учитель и Герой Труда России Юрий Лепёхин.​

Уполномоченный по обязанностям 

Наталья Кузьменкова, «АиФ» - Нижнее Поволжье»: Почему вы решили стать учителем?

Юрий Лепёхин: Для меня примером была моя первая учительница. Она вела наш класс в начальной школе, а затем, окончив педагогический институт, стала нашим учителем математики в старшей школе. Я все время ей восторгался. Кроме того, у меня были способности к математике, поэтому выбор профессии был очевиден. После окончания школы я поступил в педагогический.

Досье
Юрий Лепёхин. Родился в 1942 году. Имеет высшую квалификационную категорию, а также престижные награды, в том числе является народным учителем РФ, заслуженным учителем школы РСФСР, Героем Труда России.

- Помните, как устраивались на работу?

- Окончив институт с красным дипломом, я пошёл служить в армию. Попал в Польшу. В то время был приказ - отпускать учителей дней за пять до начала учебного года. Помню, как, ещё находясь на службе, писал матери с просьбой узнать, есть ли где-то в Волгограде место учителя. Мама пришла к директору школы №78, в которой я работаю по сей день. 

- И он согласился вас взять, не видя?

- Да. Кроме красного диплома, я имел за плечами Ленинскую стипендию. Это тогда очень высоко ценилось. Кстати, Ленинская стипендия была 80 рублей, а зарплата учителя - 110 рублей.

- Насколько сегодня, в век цифровых технологий, востребована именно математика?

- Не забывайте, что информатика - это раздел математики. Возьмем элементарно графы. Графом на плоскости называется всякая система линий, например, прямолинейных отрезков, соединяющих между собой точки некоторой заданной системы точек; эти точки называются вершинами графа, а соединяющие эти точки линии (отрезки) - ребрами графа. Теперь представьте, что в реальной жизни вам нужно построить рентабельный и дешевый путь для перевозки чего-либо из пункта А в пункт Б. Эту задачу можно решить с помощью графов.

Математика остается краеугольным камнем всей цифровой экономики. Ясно, что если не знать ее, речь ни о какой «цифре» идти не может. Вся информатика строится на мощной базе математических знаний.

- Скажите, ученики 40, 30, 20, 10 лет назад и сегодня отличаются?

- Ученики - это срез общества. Какие у общества проблемы, вопросы, идеалы, такие же они и у учеников. Дети - отражение общества. С другой стороны, они такие же умные, пытливые, вдумчивые, и с этой точки зрения они не отличаются от своих предшественников. То есть в нынешнее время не меньше рождается и воспитывается талантливых людей, чем раньше. Другое дело, меня очень волнует, что мы часто ведём неправильную политику в отношении детей. Сейчас везде проскальзывает одна и та же линия, а именно: линия вседозволенности. Ученик может вытворить что угодно, и это остаётся безнаказанным. А потом мы удивляемся, откуда взрывы и перестрелки… Исток - вседозволенность! Поэтому необходимо принимать меры.

- О каких мерах идёт речь?

- Во-первых, следует вернуть оценку за поведение. Если у ученика двойка за поведение, то каждый принимающий его в другой класс, техникум или институт будет понимать, что перед ним - социально опасный элемент.

Во-вторых, меня очень удручает бесправие учителя. Учитель находится на передовой с молодёжью, ему приходится сталкиваться и бороться со всеми социальными пороками, так дайте ему орудие этой борьбы. Дайте ему права, возможности. У нас есть уполномоченный по правам ребёнка, но почему-то нет уполномоченного по обязанностям ребёнка. Раньше этим занималась комиссия по содействию семье и школе. Брали социально опасных детей и с ними работали. А сейчас ученики качают какие-то свои права, а обязанности исполнять не хотят. Элементарные обязанности: трудиться, прилично себя вести, соблюдать общепринятые правила. Жизнь сама нам подсказывает, насколько сегодня важно обратить на это внимание.

Учитель - не писатель! 

- Как учителю поставить себя так, чтобы его уважали ученики?

- Это зависит от личности учителя. Один берёт строгостью, другой - лаской, третий вниманием, четвертый - квалификацией. Универсального рецепта нет. 

Другое дело, что общество должно поддержать учителя. У меня бывает такое ощущение, что я стою у классной доски, а у меня сзади установили пулемет и стреляют в спину. Это неправильная установка отношения к учителю. Поставить профессию педагога на должную высоту - это очень и очень важно. У нас же, наоборот,  часто опускают учителя. Опускают тем, что не дают работать. Педагоги сегодня завалены бумажной работой. Я бы повесил такой плакат: «Учитель не писатель!». Он ничего не должен писать. Никогда и ничего. Я имею в виду всю эту бюрократию, которая появилась за последние годы.

Помню свою самую первую аттестацию. Меня пригласил директор и сказал, что нужно написать заявление на аттестацию. Всё. Больше я ничего не писал, а занимался непосредственно своей работой. На протяжении нескольких месяцев за всеми учителями, проходившими аттестацию, наблюдал завуч. Завуч посещал уроки, оценивал педагога по таким критериям, как умение общаться с учениками, методическая и теоретическая подготовка и т. д. В конце нас приглашали к директору, где угощали чаем и печеньем и выдавали свидетельство об аттестации. Сегодня же процесс аттестации требует немыслимого количества бумажной работы. Бесполезной работы. Учителя нужно освободить от бюрократической писанины! 

- А как вам современные учебники?

- Год назад я имел счастье разговаривать с редактором учебников по истории Даниловым. Я написал книгу «Бессмертный Сталинград», и он как раз слушал моё выступление. Мы сошлись во мнении, что учебники по истории конца 1990-х - начала 2000-х годов никуда не годятся. Авторы учебников того периода пытались переписать историю, принизить достижения России и СССР. Многое замалчивалось или искажалось. К счастью, сейчас создаётся единый учебник по истории. Более объективный и патриотичный.

По другим предметам должна быть линейка учебников: базовый и для классов с углублённым изучением. Может быть, два базовых, два углублённых. Этого достаточно. 

Был такой период, когда было восемь-десять учебников по одному предмету. Учитель просто терялся и не мог выбрать. И потом, перейти с одного учебника на другой - это дело очень непростое. Когда я работаю по какому-то учебнику, то использую таблицы, конспекты, презентации. Всё это создаётся не за один день и даже не за один год. Сейчас, конечно, пытаются навести порядок. Убрать слабые учебники. Если говорить о моём предмете, то по геометрии есть два учебника под редакцией Погорелова и Атанасяна - оба учебника нормальные. По алгебре, конечно, над учебниками еще стоит работать. Совсем неважные учебники по информатике. Когда академик Ершов создавал информатику, он написал маленький, коротенький, но содержательный учебник. В нынешних учебниках по информатике слишком много ненужных сведений. Информация подана сложно и непонятно. По ним трудно работать и учителю, и ученику. Самое страшное, что в этих учебниках линия программирования, самая основная и нужная, сведена практически на нет.

Один из 45 

- Как вы относитесь к ЕГЭ?

- Положительно, потому что ЕГЭ позволяет объективно оценить знания учащихся. Это очень точный инструмент. Альтернатива - сдача вступительных экзаменов в вузе - всегда несёт с собой момент субъективности. Бывало так, что отличник сдавал экзамен хуже, чем троечник. Этот элемент субъективизма полностью исключен в ЕГЭ.

Да, он многим не нравится, потому что ЕГЭ требует систематической подготовки. Он тебя высвечивает, как рентген. Но рентген не виноват, что у тебя именно такие показатели. Значит, нужно было больше трудиться. Другое дело, что некоторые вопросы в едином государственном экзамене удалены от основной программы. Конечно, они должны быть построены на базе основной школьной программы. 

- Какой вам представляется школа будущего?

- Школа будущего - это прежде всего место, где творчески трудится и учитель, и ученик. Повторюсь, учителя нужно освободить от бумажной рутины. Кроме того, мне представляется школа, которая воспитывает пламенных патриотов. 

- Вам присвоены звания «Герой Труда» и «Народный учитель». Что вам дали эти регалии?

- Мне радостно, что оценили труд учителя. Кроме того, «Народных учителей» в России всего 45, а в Волгоградской области именно школьный учитель - я один. Для меня это почётно и приятно. Иногда мы лишнюю грамоту дать боимся или слово доброе сказать. Возвеличивание труда учителя очень полезно.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Как онлайн поставить авто на учет в Госавтоинспекции?
  2. В Волгоградской области заработала «горячая линия» по профилактике гриппа?
  3. Правда ли, что за раздельный сбор мусора снизят тариф?