Лариса Шеремет 0 472

Казаками становятся. Как учатся воспитанники кадетского корпуса Волгограда

Казачья культура считается одним из эффективных направлений в работе по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Каждое мероприятие на плацу корпуса напоминает военный парад.
Каждое мероприятие на плацу корпуса напоминает военный парад. © / Олеся Ходунова / АиФ

Волгоградский кадетский казачий корпус им. Героя Советского Союза Константина Недорубова провёл первый набор учащихся в 2011 году. С тех пор популярность учебного заведения «с казачьим компонентом» росла с каждым годом, и сейчас конкурс среди желающих стать кадетами - пять человек на место.

Как октябрята 

За шесть лет работы в корпусе сформировался свой уклад казачьей кадетской жизни, появились свои традиции. Учебный день здесь начинается в 8 утра. Учащиеся в серо-оливковой форме (цвет указом Президента РФ, закреплённый за реестровыми казаками) спешат к зданию школы. Первоклассники собираются в фойе и ждут своих педагогов. 

«Здорово почивали, казаки!» - приветствует малышей Сергей Исаков, заместитель директора корпуса по воспитательной работе. И те хором по казачьей традиции бодро отвечают: «Слава Богу!».

Фото: АиФ/ Олеся Ходунова

«Обычно в кадетских корпусах страны набор воспитанников ведётся с пятого класса. У нас с первого. Это наш эксклюзив, - рассказывает Исаков. - Учащиеся начальной школы объединены у нас в казачью сотню, поделённую на четыре отряда. У каждого отряда свой девиз. Каждый ученик начальной школы имеет статус юного воспитанника кадетского корпуса. Наши малыши, как раньше октябрята в советских школах, дают торжественную клятву прилежно учиться и хорошо себя вести». 

Потомственная казачка, правнучка атамана Усть-Бузулукского округа Алевтина Тетерятникова, каждое утро провожает в корпус внука-первоклассника Славу.

«Ему очень нравится здесь учиться. Я жалею, что мои дети выросли к тому времени, когда казачий корпус открылся. Племянникам моим повезло больше. Один был в числе первых выпускников, а сейчас заканчивает высшее военное училище. Второй племянник  учится здесь в пятом классе, - призналась Алевтина Тимофеевна. - Здесь образовательный и воспитательный процессы связаны воедино. Наши казачки отличаются от учеников обычных школ, они физически развиты, ответственны, дисциплинированны. И самое главное: здесь их учат не только школьным дисциплинам, но и любить Родину, родной край, знать и почитать казачьи традиции и культуру».

Пока первоклашки рассаживались за партами, ученики с пятого по одиннадцатый класс готовились к ежедневному обязательному ритуалу. Это торжественное построение на плацу с четырьмя флагштоками - российский флаг, флаг Волгоградской области, флаг казачества и флаг корпуса. Утро для старшеклассников начинается с поднятия под Гимн России Государственного флага, а затем следуют поздравления именинников, награждение победителей конкурсов и спортивных состязаний и установка задач на предстоящий учебный день, затем торжественным маршем ученики заходят в учебное здание корпуса.

Серьёзное дело

Здесь, как и во всех общеобразовательных школах, серьёзно осваивают традиционные школьные дисциплины. В распоряжении учеников - лаборатории по химии и физике, лингафонные кабинеты, компьютерные классы. 

Казаки XXI века стараются хорошо учиться и осваивают боевое искусство своих предков.
Казаки XXI века стараются хорошо учиться и осваивают боевое искусство своих предков. Фото: АиФ/ Олеся Ходунова

Учащиеся отстаивают честь корпуса на областных и всероссийских олимпиадах. Но главной изюминкой является то, что казачий компонент вплетён в структуру традиционных школьных дисциплин. И это заслуга коллектива педагогов.

Так, например, учителя истории Александр Крепчук и Надия Бикмурзаева стали инициаторами большого школьного проекта «Всё о казачестве».

«Мы задумали в доступной форме для детей, используя знания по всем школьным дисциплинам, осветить историю казачества с разных аспектов. Например, историко-географический аспект может дать ответы на вопросы, как и где селились казаки. Литература и русский язык дадут ответ на вопросы по семантике казачьих слов, в каких произведениях они встречаются и т. д. Даже изучение иностранных языков можно дополнить казачьим аспектом. Наши ученики составили к чемпионату Европы по футболу рекламный справочник на английском и русском языках об истории казачества в регионе, великих людях и достопримечательностях, которые туристы смогут у нас посмотреть. Скоро мы приступим ко второму этапу реализации проекта и будем строить курень с изучением его характеристик в математическом и  физическом аспекте.  Такие проекты развивают исследовательские навыки у детей. Мы, педагоги, только задаём им вектор, а основную работу по сбору материалов, документов всё же проводят ученики», - говорит Надия Ракиповна.

Фото: АиФ/ Олеся Ходунова

Помимо школьных дисциплин в рамках дополнительного образования кадеты изу­чают основы военной службы, проходят строевую подготовку, изучают приёмы рукопашного боя, прикладное боевое казачье искусство, осваивают верховую езду, изучают основы православия и историю казачества, посещают кружки декоративно-прикладного искусства, хоровые и танцевальные занятия. 

Педагоги и воспитанники корпуса ведут работу по увековечению памяти павших в Сталинградской битве. Они восстановили имена 343 погибших воинов на высоте 118 у села Солянка в Светлоярском районе и установили поклонный крест и памятные доски с именами героев на братской могиле. Кадеты ухаживают за братским захоронением и возлагают цветы к знаковым датам Великой Отечественной. 

«В пятом классе кадеты дают клятву на верность Отечеству и казачеству. И по традиции эта церемония проходит на Мамаевом кургане. Это сильный эмоциональный момент. В таком священном месте нельзя лгать. Эта клятва даётся на всю жизнь», - говорит Исаков.

Фото: АиФ-Волгоград

Сегодня Волгоградский корпус входит в десятку лучших в стране. Многие инновационные  идеи волгоградцев берутся на вооружение как в общеобразовательных учреждениях региона, так и в школах по всей России.    

Массовое явление

Волгоградский кадетский корпус - самый крупный в регионе, но не единственный. Аналогичные учебные заведения работают в Кумылженском и Алексеевском районах. 

Казачья культура признана одним из эффективных направлений в работе по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В Волгоградской области, где сохраняются и возрождаются крепкие казачьи традиции, в последние два года благодаря соглашению областного комитета образования и науки с Волгоградской областной общественной организацией «Волгоградский округ донских казаков» развивается сотрудничество по вопросам казачьего кадетского образовательного компонента в большинстве образовательных учреждений региона. Казачий компонент уже внедряется в 20 дошкольных учреждениях и 109 школах. 

Фото: АиФ/ Олеся Ходунова

В соответствии с соглашением создаются условия для развития казачьей культуры, работы самодеятельных коллективов этнокультурной направленности, проводятся научно-практические и культурно-просветительские конференции, семинары и лекции об истории казачества. 

Соглашением также пре­дусмотрено содействие развитию детского и молодёжного туризма по местам традиционного проживания казаков, проведение этнографических и краеведческих экспедиций, казачьих детских спортивных оздоровительных лагерей.

Кроме общеобразовательных и дошкольных учреждений казачью культуру изучают в Волгоградском мужском педагогическом лицее, технологическом колледже, государственном университете, социально-педагогическом и аграрном университетах. Последний вуз является базовой и экспериментальной площадкой в регионе по внедрению казачьего образовательного компонента. С 2012 года здесь работает единственная в России «Школа молодого атамана». 

Материал подготовлен в рамках проекта «Добрые соседи»


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Какой будет погода на первые майские праздники в Волгограде?
  2. Можно ли жарить шашлык во дворе многоэтажного дома?
  3. Как в Волгограде будут ходить маршрутки, которые решено сохранить?