От истока до Каспия на катере 1969 года. Как снимают фильм о Волге

«АиФ-Волгоград» узнал у «Русского океанографического сообщества», как его участники работают над документальным проектом «Великие реки России» и изучают Волгу и жителей городов, стоящих на этой реке.

Путешественники плывут на корабле, сделанном почти полвека назад.
Путешественники плывут на корабле, сделанном почти полвека назад. © / Олеся Ходунова / АиФ

В Волгограде побывала первая волжская экспедиция, в ходе которой «Русское океанографическое сообщество» снимет часть фильма, посвященного Волге. Как проходит съемка, сколько человек работает над проектом, что они хотят показать, какой путь уже преодолели и на каком судне плывут, - в материале «АиФ-Волгоград».

Зачем снимают фильм?

Справка
Максим Дмитриев — фотограф XIX-XX веков, зачинатель российской публицистической фотожурналистики. В 1894 году решил снять Волгу на всём её протяжении, от истока до устья, со всеми историческими и природными достопримечательностями на берегах, с прибрежными сёлами и городами.
Участники экспедиции работают над документальным проектом «Великие реки России», цель которого – создать информационный продукт о культуре, истории, современном экономическом и экологическом состоянии регионов, которые находятся в бассейне крупнейших рек нашей страны. Первый сезон проекта посвящен Волге. «По сути это первая волжская экспедиция после путешествия знаменитого на весь мир нижегородского фотографа Максима Дмитриева, - рассказывает капитан судна «Аксидиан» Андрей Маньян, на котором «Русское океанографическое сообщество» плывет по Волге. Кстати, в путешествии принимает участие всего пять человек.

«Еще до революции Дмитриев снимал жизнь на Волге: большие деревни, шумные праздники, веселые ярмарки. Мы, как и он, начали свое путешествие от истока Волги до Каспия. Итогом станет цикл документальных фильмов «Великие реки России. Волга», - отмечает Маньян.

В проект Маньян попал случайно. «Первый раз сел за штурвал в шесть лет. Спустя время, повзрослев, окончил речное училище, а с 1994 года стал профессионально водить суда и даже дошел до должности капитана-механика, но работу выбрал, связанную с автомобилями. В один прекрасный день друзья попросили помочь выбрать катер. Нашли патрульный «Ярославец» 1969 года выпуска, много лет стоявший в затоне, я даже перегонял его. А потом мне неожиданно заявили, что я теперь буду капитаном судна», - с улыбкой рассказывает Маньян. По его словам, он обрадовался и, ни минуты не раздумывая, уволился с работы. 

На каком судне плывут?

Так как катер был выпущен почти полвека назад, участники проекта решили его местами починить и даже усовершенствовать. «Сами впятером над ним трудились, - вспоминает Маньян. Рубку и каюты полностью переделали – в рубке перенесли входы, опустили пол на 10 сантиметров, чтобы не гнуть спины, оборудовали стол-диван, улучшили обзор – видимость была очень плохая. В прежнем виде остался только корпус катера, который перекрасили». Потом сообщество установили на судне современную технику, к примеру, знакомые подарили им эхолот - устройство для исследования рельефа дна, показывает глубину.

Свое путешествие участники проекта начали осенью. Сняли две серии, и наступила зима, на время которой они отправились обратно домой монтировать видео, писать сценарий для следующих выпусков и т.п. А 12 мая они снова вышли в плавание, когда еще было прохладно. Но погодные условия путешественникам еще ни разу не мешали. «Нам везет. Сильные ветра нас почти не касаются, шторма проскочили», - отмечает Маньян. 

Единственные трудности, с которыми столкнулись путешественники – не во всех городах легко пришвартовать судно, не приспособлены порта. Но в целом проекту это мешает не сильно. Единственное, затраты на судно бьют участников рублем – одна заправка катера стоит 60 тысяч рублей. «Мы сделали уже три заправки, на очереди четвертая. Бак рассчитан на 2000 литров», - рассказывает Маньян.

На сегодняшний день путешественники проплыли 1800 километров водного пути, больше половины маршрута. Экспедиция пролегла через Центральный, Северо-Западный, Приволжский Федеральные округа. Съемки прошли в Тверской, Московской, Ярославской, Костромской, Ивановской, Нижегородской, Ульяновской, Самарской и Саратовской областях, Республиках Чувашия, Марий Эл, Татарстан. Впереди - Астраханская область и Калмыкия.

Как пишется сценарий?

Автор сценария и ведущий фильма – путешественник и писатель Владимир Плешаков. «Почему мы снимаем про Волгу? Это крупная российская река номер один, ее знают даже за рубежом. Наш проект - просветительский. Он о реке, городах, стоящих на ней, людях. Изучаем ее и народ с точки зрения истории, экономики, географии, краеведения и т.п. Мы хотим разбудить в людях любопытство, чтобы они тоже захотели пройти по нашему маршруту, чтобы сделать какие-то подвижки в водном туризме, который в России практически не развит», - отмечает Плешаков. Путешественники сделали уже 56 остановок. Каждая остановка - какой-то сюжет о поселке, городе, интересных природных объектах. «Россия и ее жители - цивилизация речная. Города строили на водных артериях. Реки играли огромное значение в жизни и истории народа. В ходе путешествия мы узнаем, как Волга определяла уклад жизни людей», - отмечает сценарист фильма. 

По словам Плешакова, съемочной группе приходится много импровизировать. «Приплываем в город с готовым сценарием, но потом, в процессе общения с местными жителями и журналистами меняем его на 50%, т.к. появляются новые более интересные и удивительные темы и факты», - рассказывает он.

Волга везде разная?

«Волга для нас - самая значимая река, потому что на ней стоят наши города. Она очень красивая и в разных регионах разная – отличается ландшафтом. Кое-где можно увидеть скалы и горы. Есть настолько живописные и необычные места, что когда проплываешь мимом них, кажется, будто ты где-то в Турции. Это очень необычное ощущение и открытие. Хотелось бы, чтобы любой мог повторить наше путешествие», - рассказывает режиссер Антон Подколзин. 

По словам путешественников, множество собранного материала не войдет в фильм. Возможно, «излишки» получится опубликовать в формате фотоальбома или путеводителя. 

Значимое место в проекте отводится вопросам экологии: «здоровью» Волги и ее прибрежных территорий. Почти в каждом регионе съемочная группа встречается с экологами для обсуждения этой не простой темы. «Волга грязная, как решить эту проблему, не знаем», - отмечает Антон Подколзин.

В Волгограде съемочная группа будет работать не только на воде, но и в музее-заповеднике «Сталинградская битва», на Мамаевом кургане, в музее «Старая Сарепта». В фильм также войдут речной вокзал, танцующий мост, остров Сарпинский, подземка с трамваями и много других городских достопримечательностей. 

В планах сообщества на 2019 год – путешествие по Дону и северным рекам России. На 2020 год разрабатываются экспедиции по рекам Сибири


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Зачем прокуратура изымает из продажи китайские рыболовные сети?
  2. Наказали ли врачей за неверный диагноз и смерть пациента-волгоградца?
  3. Когда в Волгограде пройдут выборы в депутаты гордумы?