aif.ru counter

От истока до Каспия на катере 1959 года. Как снимают фильм о Волге

«АиФ-Волгоград» узнал у «Русского океанографического сообщества», как его участники работают над документальным проектом «Великие реки России» и изучают Волгу и жителей городов, стоящих на этой реке.

Путешественники плывут на корабле, сделанном почти полвека назад.
Путешественники плывут на корабле, сделанном почти полвека назад. © / Олеся Ходунова / АиФ

В Волгограде побывала первая волжская экспедиция, в ходе которой «Русское океанографическое сообщество» снимет часть фильма, посвященного Волге. Как проходит съемка, сколько человек работает над проектом, что они хотят показать, какой путь уже преодолели и на каком судне плывут, - в материале «АиФ-Волгоград».

Зачем снимают фильм?

Справка
Максим Дмитриев — фотограф XIX-XX веков, зачинатель российской публицистической фотожурналистики. В 1894 году решил снять Волгу на всём её протяжении, от истока до устья, со всеми историческими и природными достопримечательностями на берегах, с прибрежными сёлами и городами.
Участники экспедиции работают над документальным проектом «Великие реки России», цель которого – создать информационный продукт о культуре, истории, современном экономическом и экологическом состоянии регионов, которые находятся в бассейне крупнейших рек нашей страны. Первый сезон проекта посвящен Волге. «По сути это первая волжская экспедиция после путешествия знаменитого на весь мир нижегородского фотографа Максима Дмитриева, - рассказывает капитан судна «Аксидиан» Андрей Маньян, на котором «Русское океанографическое сообщество» плывет по Волге. Кстати, в путешествии принимает участие всего пять человек.

«Еще до революции Дмитриев снимал жизнь на Волге: большие деревни, шумные праздники, веселые ярмарки. Мы, как и он, начали свое путешествие от истока Волги до Каспия. Итогом станет цикл документальных фильмов «Великие реки России. Волга», - отмечает Маньян.

В проект Маньян попал случайно. «Первый раз сел за штурвал в шесть лет. Спустя время, повзрослев, окончил речное училище, а с 1994 года стал профессионально водить суда и даже дошел до должности капитана-механика, но работу выбрал, связанную с автомобилями. В один прекрасный день друзья попросили помочь выбрать катер. Нашли патрульный «Ярославец» 1959 года выпуска, много лет стоявший в затоне, я даже перегонял его. А потом мне неожиданно заявили, что я теперь буду капитаном судна», - с улыбкой рассказывает Маньян. По его словам, он обрадовался и, ни минуты не раздумывая, уволился с работы. 

На каком судне плывут?

Так как катер был выпущен почти полвека назад, участники проекта решили его местами починить и даже усовершенствовать. «Сами впятером над ним трудились, - вспоминает Маньян. Рубку и каюты полностью переделали – в рубке перенесли входы, опустили пол на 10 сантиметров, чтобы не гнуть спины, оборудовали стол-диван, улучшили обзор – видимость была очень плохая. В прежнем виде остался только корпус катера, который перекрасили». Потом сообщество установили на судне современную технику, к примеру, знакомые подарили им эхолот - устройство для исследования рельефа дна, показывает глубину.

Свое путешествие участники проекта начали осенью. Сняли две серии, и наступила зима, на время которой они отправились обратно домой монтировать видео, писать сценарий для следующих выпусков и т.п. А 12 мая они снова вышли в плавание, когда еще было прохладно. Но погодные условия путешественникам еще ни разу не мешали. «Нам везет. Сильные ветра нас почти не касаются, шторма проскочили», - отмечает Маньян. 

Единственные трудности, с которыми столкнулись путешественники – не во всех городах легко пришвартовать судно, не приспособлены порта. Но в целом проекту это мешает не сильно. Единственное, затраты на судно бьют участников рублем – одна заправка катера стоит 60 тысяч рублей. «Мы сделали уже три заправки, на очереди четвертая. Бак рассчитан на 2000 литров», - рассказывает Маньян.

На сегодняшний день путешественники проплыли 1800 километров водного пути, больше половины маршрута. Экспедиция пролегла через Центральный, Северо-Западный, Приволжский Федеральные округа. Съемки прошли в Тверской, Московской, Ярославской, Костромской, Ивановской, Нижегородской, Ульяновской, Самарской и Саратовской областях, Республиках Чувашия, Марий Эл, Татарстан. Впереди - Астраханская область и Калмыкия.

Как пишется сценарий?

Автор сценария и ведущий фильма – путешественник и писатель Владимир Плешаков. «Почему мы снимаем про Волгу? Это крупная российская река номер один, ее знают даже за рубежом. Наш проект - просветительский. Он о реке, городах, стоящих на ней, людях. Изучаем ее и народ с точки зрения истории, экономики, географии, краеведения и т.п. Мы хотим разбудить в людях любопытство, чтобы они тоже захотели пройти по нашему маршруту, чтобы сделать какие-то подвижки в водном туризме, который в России практически не развит», - отмечает Плешаков. Путешественники сделали уже 56 остановок. Каждая остановка - какой-то сюжет о поселке, городе, интересных природных объектах. «Россия и ее жители - цивилизация речная. Города строили на водных артериях. Реки играли огромное значение в жизни и истории народа. В ходе путешествия мы узнаем, как Волга определяла уклад жизни людей», - отмечает сценарист фильма. 

По словам Плешакова, съемочной группе приходится много импровизировать. «Приплываем в город с готовым сценарием, но потом, в процессе общения с местными жителями и журналистами меняем его на 50%, т.к. появляются новые более интересные и удивительные темы и факты», - рассказывает он.

Волга везде разная?

«Волга для нас - самая значимая река, потому что на ней стоят наши города. Она очень красивая и в разных регионах разная – отличается ландшафтом. Кое-где можно увидеть скалы и горы. Есть настолько живописные и необычные места, что когда проплываешь мимом них, кажется, будто ты где-то в Турции. Это очень необычное ощущение и открытие. Хотелось бы, чтобы любой мог повторить наше путешествие», - рассказывает режиссер Антон Подколзин. 

По словам путешественников, множество собранного материала не войдет в фильм. Возможно, «излишки» получится опубликовать в формате фотоальбома или путеводителя. 

Значимое место в проекте отводится вопросам экологии: «здоровью» Волги и ее прибрежных территорий. Почти в каждом регионе съемочная группа встречается с экологами для обсуждения этой не простой темы. «Волга грязная, как решить эту проблему, не знаем», - отмечает Антон Подколзин.

В Волгограде съемочная группа будет работать не только на воде, но и в музее-заповеднике «Сталинградская битва», на Мамаевом кургане, в музее «Старая Сарепта». В фильм также войдут речной вокзал, танцующий мост, остров Сарпинский, подземка с трамваями и много других городских достопримечательностей. 

В планах сообщества на 2019 год – путешествие по Дону и северным рекам России. На 2020 год разрабатываются экспедиции по рекам Сибири


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. Andrey Podkolzin[vkontakte]
    |
    15:56
    04.10.2018
    0
    +
    -
    Одна поправка - судно 1959 года постройки а не 1969 )) а статья очень правильная. спасибо
Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Как онлайн поставить авто на учет в Госавтоинспекции?
  2. В Волгоградской области заработала «горячая линия» по профилактике гриппа?
  3. Правда ли, что за раздельный сбор мусора снизят тариф?